ТЕЛЕФОН(-Ы): +7 (861) 764-45-30
ЭЛЕКТРОННАЯ ПОЧТА: 8617644530@mail.ru

Доказано, что развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка. Поэтому работа по развитию мелкой моторики должна начинаться задолго до поступления ребенка в школу.

Особенности нарушений тонкой моторики рук у детей с ЗПР

  • Страдает техника движения и двигательные качества (быстрота, ловкость, сила, точность, координация)
  • Выявляются недостатки психомоторики
  • Слабо сформированы навыки самообслуживания, технические навыки в изодеятельности, лепке, аппликации, конструировании
  • Затруднено формирование графомоторных навыков

Лубовский В.И. в своих работах отмечал,  что нарушение целенаправленности и произвольности движений и действий у детей с ЗПР связано также с незрелостью регулирующей функции речи.

Для детей с ЗПР необходима  регулярная работа по развитию и совершенствованию тонкой моторики кистей и пальцев рук.

Для развития мелкой моторики рук применяю традиционные и нетрадиционные формы работы.

Традиционные:

  • Самомассаж кистей и пальцев рук;
  • Игры с пальчиками с речевым сопровождением;
  • Пальчиковая гимнастика без речевого сопровождения;
  • Графические упражнения: штриховка, дорисовка картинки, графический диктант, соединение по точкам, продолжение ряда;
  • Предметная деятельность: игры с бумагой, пластилином, песком, водой, рисование мелками;
  • Игры: мозаика, конструкторы, шнуровки, пазлы, пирамидки, волчок и т.д.
  • Кукольные театры: пальчиковый,  перчаточный, театр теней;
  • Игры на развитие тактильного восприятия: «Гладкий – шершавый», «Найди такой же на ощупь», «Чудесный мешочек».

Нетрадиционные:

  • Самомассаж кистей и пальцев рук с колючим шариком «Су-джок», упражнения с «Шарами здоровья», грецкими орехами, карандашами, массажными щётками;
  • Игры с пальчиками, с использованием разнообразного материала: бросовый, природный, хозяйственно-бытовой.

Пальчиковая гимнастика

  • Включение пальчиковых игр и упражнений в любой урок или занятие вызывает у детей оживление, эмоциональный подъем и оказывает специфическое тонизирующее действие на функциональное состояние мозга и развитие речи.
  • Педагог знакомит детей с такими упражнениями в определенной последовательности. Можно разделить их на три группы.
    • 1 группа. Упражнения для кистей рук
    • 2 группа. Упражнения условно статические
    • 3 группа. Упражнения для пальцев динамические

Народные пальчиковые игры

С народными пальчиковыми играми ребенок встречался уже в грудном возрасте. Это были еще не игры, а потешки и пестушки – забавы взрослого с ребенком. Например, «Сорока-ворона», «Гости», «Кисель», «Банька», «Замок» и другие.

Смысл пальчиковых игр не только в развитии мелкой моторики. Они позволяют ребенку ощутить радость телесного контакта; осознать себя в системе «телесных координат», научиться управлять своим телом. Это предотвращает возможность возникновения неврозов в дальнейшем, дает человеку чувство самообладания. Аналогичные игры встречаются у очень многих народов.