Развитие моторики рук – важный фактор речевой активности ребенка
Развитие моторики рук оказывает большое влияние на речевую активность ребенка, так как уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени развития тонких движений пальцев рук. Особенно важно обратить внимание на развитие и совершенствование моторики рук впервые годы жизни малыша. Формирование речевых областей в головном мозге завершается в основном к двухлетнему возрасту, а совершенствование их продолжается еще в течение нескольких лет. Функции кистей рук и речи тесно взаимосвязаны. И ребенок с самого начала инстинктивно стремится это использовать, пытаясь манипулировать всеми попадающимися ему предметами именно с помощью рук.
Задача взрослых – помочь малышу начать полноценно использовать возможности его ручек. Чем раньше и полнее реализуются эти возможности, тем больше вероятности добиться успеха в развитии речевой деятельности ребенка, особенно ребенка с проблемами здоровья.
Через тактильные ощущения руки и попытки раздражения нервных окончаний на ладошках и кончиках пальцев удается добиться эмоционально-положительной реакции на те манипулятивные действия, которые проводятся с его руками, у ребенка даже с глубокой задержкой развития. Так же вызываются первые голосовые реакции и звукоподражания детей.
Важным моментом является привлечение родителей к активной деятельности по выполнению рекомендаций и заданий в домашних условиях. Так, обучение конкретным игровым приемам по развитию моторики рук и методам их реализации в самостоятельной деятельности ребенка, они могут вести непрерывную работу по развитию своего малыша.
Одновременно осуществляется эмоционально-положительный контакт членов семьи, что также влияет на эффективность развивающих мероприятий. Родители начинают лучше понимать проблемы своего ребенка. Осознание того, что они могут оказать реальную помощь и конкретными действиями способствовать развитию малыша, укрепляют их веру в себя. Начинать нужно с эмоционально-положительных игр и потешек, с помощью которых устанавливается ясный контакт с малышом. Затем нужно вызвать у него непроизвольное желание подражать действиям взрослого, а позже – простым звукоподражаниям и словам.
По мере роста малыша и овладения им первыми играми – потешками ему даются все более усложняющиеся пальчиковые игры. В этих играх должны участвовать все пять пальчиков и желательно ладошки, на поверхности которых находится много нервных окончаний. Это будет способствовать активизации деятельности речевых областей головного мозга и развитию собственно речи ребенка.
Параллельно необходимо поощрение родителями всякой деятельности ребенка, направленной на развитие тонких движений пальцев рук. Начиная с исследования и ощупывания крупных предметов, нужно постепенно предлагать ему для ознакомления все более мелкие. В совместных действиях, сопровождающейся доступной для ребенка речью взрослого, достигаются неоценимые результаты по вызыванию речевой активности.
Одновременно желательно проводить массаж кистей рук и пассивную пальчиковую гимнастику. Упражнения должны быть направлены на попеременное сжатие, растяжение и расслабление мышц кисти. Объем движений должен увеличиваться постепенно, не вызывая у ребенка неприятных и болевых ощущений. Вовлекать в процесс необходимо все пять пальцев руки, так как у каждого из них свой коэффициент полезного действия для развития двигательной области коры головного мозга и соответственно речевой деятельности. Используются изолированные движения каждого пальчика.
Таким образом, чем раньше родители начнут уделять внимание развитию моторики рук ребенка, тем больше у него будет возможностей для активизации речевой деятельности.