Развитие мелкой моторики у дошкольников с ЗПР
Доказано, что развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка. Поэтому работа по развитию мелкой моторики должна начинаться задолго до поступления ребенка в школу.
Особенности нарушений тонкой моторики рук у детей с ЗПР
- Страдает техника движения и двигательные качества (быстрота, ловкость, сила, точность, координация)
- Выявляются недостатки психомоторики
- Слабо сформированы навыки самообслуживания, технические навыки в изодеятельности, лепке, аппликации, конструировании
- Затруднено формирование графомоторных навыков
Лубовский В.И. в своих работах отмечал, что нарушение целенаправленности и произвольности движений и действий у детей с ЗПР связано также с незрелостью регулирующей функции речи.
Для детей с ЗПР необходима регулярная работа по развитию и совершенствованию тонкой моторики кистей и пальцев рук.
Для развития мелкой моторики рук применяю традиционные и нетрадиционные формы работы.
Традиционные:
- Самомассаж кистей и пальцев рук;
- Игры с пальчиками с речевым сопровождением;
- Пальчиковая гимнастика без речевого сопровождения;
- Графические упражнения: штриховка, дорисовка картинки, графический диктант, соединение по точкам, продолжение ряда;
- Предметная деятельность: игры с бумагой, пластилином, песком, водой, рисование мелками;
- Игры: мозаика, конструкторы, шнуровки, пазлы, пирамидки, волчок и т.д.
- Кукольные театры: пальчиковый, перчаточный, театр теней;
- Игры на развитие тактильного восприятия: «Гладкий – шершавый», «Найди такой же на ощупь», «Чудесный мешочек».
Нетрадиционные:
- Самомассаж кистей и пальцев рук с колючим шариком «Су-джок», упражнения с «Шарами здоровья», грецкими орехами, карандашами, массажными щётками;
- Игры с пальчиками, с использованием разнообразного материала: бросовый, природный, хозяйственно-бытовой.
Пальчиковая гимнастика
- Включение пальчиковых игр и упражнений в любой урок или занятие вызывает у детей оживление, эмоциональный подъем и оказывает специфическое тонизирующее действие на функциональное состояние мозга и развитие речи.
- Педагог знакомит детей с такими упражнениями в определенной последовательности. Можно разделить их на три группы.
- 1 группа. Упражнения для кистей рук
- 2 группа. Упражнения условно статические
- 3 группа. Упражнения для пальцев динамические
Народные пальчиковые игры
С народными пальчиковыми играми ребенок встречался уже в грудном возрасте. Это были еще не игры, а потешки и пестушки – забавы взрослого с ребенком. Например, «Сорока-ворона», «Гости», «Кисель», «Банька», «Замок» и другие.
Смысл пальчиковых игр не только в развитии мелкой моторики. Они позволяют ребенку ощутить радость телесного контакта; осознать себя в системе «телесных координат», научиться управлять своим телом. Это предотвращает возможность возникновения неврозов в дальнейшем, дает человеку чувство самообладания. Аналогичные игры встречаются у очень многих народов.