Образовательная деятельность
Цели:
- своевременная систематическая медико-психолого-педагогическая помощь детям с недоразвитием речи
- консультативно-методическая поддержка родителей в организации воспитания и обучения ребенка
- социальная адаптация детей с нарушением речи и нарушением интеллектуального развития, формирование у детей предпосылок учебной деятельности
- создание системы комплексной помощи детям с ОНР (общее недоразвитие речи) для освоения основной образовательной программы дошкольного образования, коррекцию недостатков в психофизическом развитии воспитанников, их социальную адаптацию.
Задачи:
- создание условий для обеспечения интеллектуального и личностного развития детей;
- коррегирующее воспитание и подготовка их к обучению в школе;
- осуществление необходимой коррекции в нарушении речи детей;
- определение особенностей организации образовательного процесса для рассматриваемой категории детей с ОНР в соответствии с индивидуальными особенностями каждого ребёнка, структурой нарушения развития и степенью его выраженности;
- создание условий, способствующих освоению детьми дошкольной образовательной программы и их интеграции в образовательном учреждении;
- осуществление индивидуально ориентированной психолого-медико-педагогической помощи детям с учётом особенностей психофизического развития, индивидуальных возможностей детей (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии);
- разработка и реализация индивидуальных учебных планов, организация индивидуальных и подгрупповых занятий для детей с ОНР и ЗПР;
- реализация системы мероприятий по социальной адаптации детей с ОНР, ЗПР (с ограниченными возможностями здоровья);
Приоритетным направлением деятельности МБДОУ детский сад № 5 в группах для детей старшего дошкольного возраста является обеспечение равных стартовых возможностей для обучения детей с общим недоразвитием речи и интеллектуальной недостаточностью.
Комплектование групп компенсирующей направленности осуществляется по направлению ПМПК центр «Диалог» и при наличии путевки, выданной по решению комиссии ОУ.
Программы и технологии |
|
---|
Выбранные программы педагогический коллектив адаптирует к условиям детского сада через разработку перспективных планов к разделам программ и интеграцию деятельности специалистов при их реализации.
Для определения траектории индивидуального психолого-медико-педагогического сопровождения детей групп компенсирующей направленности, проводятся дополнительные обследования специалистами ДОУ и разрабатываются индивидуальны перспективные планы развития, которые корректируются в течение учебного года в процессе обследования динамики развития и успешности освоения ребенком программы. Мониторинг проводится 2 раза в год, а по необходимости 3 раза с целью коррекции индивидуального образовательного маршрута воспитанника.
На основании проведения обследования учителем-логопедом, педагогом-психологом, учителем-дефектологом, медиком и воспитателем, заполняется карта развития ребенка, составляется представление на ребенка и лист динамического наблюдения ,(вся документация хранится у председателя ПМПк и рассматривается членами комиссии по мере необходимости).
В логопедических группах развивающая среда соответствует коррекционной работе. Кроме игр и пособий, соответствующих требованиям базовой «Программы воспитания и обучения в детском саду» под ред. М.А. Васильевой, пространство групповой комнаты содержит пособия по сенсорному развитию, методический набор материалов М.Монтессори, игры и пособия для коррекции психоречевых функций.
Типовая «Программа воспитания и обучения в детском саду» под ред. М.А. Васильевой, Москва 2006г. Является усовершенствованным вариантом первого издания и представляет собой современную программу, в которой комплексно представлены все содержательные линии воспитания, обучения и развития ребенка, в ее основе лежит репродуктивный метод, который является ведущим в работе по коррекции недостатков в речевом развитии. Этим и обусловлен выбор программы для определения содержания ООП в группах компенсирующей направленности.
Программа воспитания и обучения в детском саду в основной части ООП интегрируются с программой ФиличеваТ.Б., Чиркина Г.В. Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи. «Коррекция нарушения речи». Данная программа предназначена для работы учителей-логопедов в специальных садах для детей с ОНР. Она представляет собой набор методических рекомендаций, готового тематического планирования, используемых приемов.
Воспитатели разрабатывают перспективно-тематические планы, которые базируются на блочно-тематическом планировании, с учетом лексических тем.
Группы с детьми ЗПР занимаются по программе: «Программа воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью» под редакцией Л.Б.Баряевой, О.П.Гаврилушкиной, А.Зориной,Н.Д.Соколовой. Данная программа предназначена для работы учителей-дефектологов в специальных садах для детей с интеллектуальной недостаточностью. Она представляет собой набор методических рекомендаций, готового тематического планирования и используемых методических приемов.
Кроме планов индивидуального сопровождения каждого воспитанника, воспитатели разрабатывают перспективно-тематические планы, которые базируются на блочно-тематическом планировании, с учетом лексических тем.
Контроль за качеством коррекционной работы осуществляет психолого-медико - педагогический консилиум МБДОУ № 5, который заседает 3 раза в год: сентябрь, январь, май. Психолого – медико - педагогический консилиум отслеживает динамику развития ребенка, для определения дальнейшего индивидуального маршрута воспитания и обучения. Если положительная динамика не наблюдается в течение года, ПМПк рекомендует родителям (законным представителям) обратиться в городскую Психолого-медико-педагогический комиссию для уточнения диагноза и дальнейших рекомендаций по воспитанию и обучению ребенка.